Ул. Ошская
Улица Ошская расположена между ул. Ашхабатская и пер. Новосибирский, начало от ул. Медерова до ул. Кулатова.
Южная столица Кыргызстана, это город Ош. Улица и переулок в столице носит название города Оша. Ош — город республиканского подчинения в Киргизии.
Город Ош- второй по величине город Кыргызстана – «южная столица», город, расположенный на востоке Ферганской долины, на высоте более 1000 м над уровнем моря. Сегодня древний город - административный центр Ошской области. Это крупный экономический, культурный центр с населением около 250 тысяч человек, сохранивший неповторимое очарование древнего Востока. С трех сторон Ош окружен холмами и невысокими скалистыми отрогами Алайского хребта. Находясь практически под «крышей мира», вы повсюду чувствуете дыхание могучих и величественных соседей – гор Памиро-Алая. Но главное свидетельство их присутствия – это, конечно же, пятиглавая Сулейман-гора (Сулайман-Тоо) , возвышающаяся в самом центре города.
Главной примечательностью города является Сулейман-гора (Сулайман-Тоо) , возвышающаяся в самом центре города. Это один из отрогов Алайского хребта в виде скалы высотой более 100 м . Священная Сулейман-гора - Тахти-Сулейман (“Трон Сулеймана”) названа так в честь легендарного библейского царя Соломона: существует легенда, что когда-то он посетил город и гору. Гора Тахти-Сулейман еще в раннее Средневековье имела культовое значение для всех верующих, особенно для огнепоклонников. Есть даже предположение, что пророк зороастризма и создатель священной книги “Авесты” Затуштура (зороастр) жил и создавал свое учение в пещере именно на горе Сулайман-Тоо. Здесь существовал один из самых ранних храмов зороастрийского культа вода-огонь (храм реки Охшо, Йахша-Ош и огня). Возможно, название города происходит именно от этих слов. Ценнейший информационный материал хранит Сулейман-гора в своих пещерах и гранитах, на склонах и скалах. Сотни петроглифов высечены на скалистых выходах горы, каменных плитах, на стенах пещер и гротов. Через г.Ош на весь Дальний Восток распространилась одна из мировых религий- буддизм. Город Ош и Ошский оазис был одним из центров разведения знаменитых “Даваньских лошадей”, изображение которых также открыты на горе Сулайман-Тоо. Но затем гора утратила свой языческий символ, став местом поклонения центрально-азиатских мусульман. Народные сказанья наделяют гору силой, способностью исцелить любые недуги паломников. А прямо внутри горы располагается музей-заповедник , условно состоящий из двух частей – искусственных и естественных пещер. Попадая туда, в самое сердце горы, вы невольно ощущаете себя сродни пещерному человеку, потому как во всех направлениях от вас разбредаются сплетенные пещерные ходы. Гид-экскурсовод проведет и расскажет о том, что вы увидите: древние памятники зороастризма, ислама, завораживающие солярные знаки… Особо любопытные могут подняться на саму гору, откуда открывается превосходная панорама города Ош. Здесь он виден как на ладони, можно подолгу стоять и любоваться великолепным пейзажем: внизу – кипящая городская жизнь, вдали – дышащие спокойствием и уверенностью Великие Горы.
Другая достопримечательность горы - памятник архитектуры, однополярная мечеть Тахти-Сулейман - уникальная по своему месторасположению, т. к. она была построена на восточной вершине горы Сулейман-Тоо, на высоте почти 150 метров. В последние десятилетия это сооружение связывалось с именем Мухаммада Захириддина Бабура, потомком Тимура (Тамерлана) и называлось домиком Бабура.
У подножия горы расположены самые именитые мечети города (мавзолей Асаф-ибн-Бурхия (XI-XVII вв.), мечеть Рават-Абдуллахан (XVII-XVIII вв.), мечеть Мухаммед Юсуф Байходжи-Оглы (1909 г.). Мавзолей Асаф ибн Бухрия - памятник архитектуры XVIII - XIX вв., расположенный у подножья восточного склона Сулейман-Тоо. Согласно народным преданиям мавзолей назван по имени мифического сподвижника царя Сулеймана (Соломона) Асафа ибн Бухрия, завещавшего похоронить его после смерти у подножья этой горы что, по словам предания, и было исполнено. А над могилой его было воздвигнуто архитектурное сооружение, которое за свою многовековую историю неоднократно разрушалось и возводилось вновь новым поколениями.
Наиболее значительные из культовых сооружений города (Медресе Алымбека Параванчи датка, медресе Мухамедбой Тюрка Халь Муратбаева) представляют собой великолепные образцы ферганской архитектурно-строительной школы.
Здесь множество парков и историко-культурных памятников: Мечеть Садыкбая, Мечеть Шахид-Тепа, средневековая баня . Наряду с памятниками мусульманского культа, в центральном сквере города расположен единственный в городе памятник русской православной архитектуры начала ХХ века Михайло-Архангельская церковь . Этот памятник сумел пережить все невзгоды, связанные с "культурной революцией" Советской власти и в 1991 году был возвращен православной религиозной общине.
К сожалению, от древнего Оша не сохранилось ни крепостной стены с тремя воротами, ни цитадели, окруженной шахристаном, ни соборной мечети возле базара. - другим немаловажным символом города, которому уже более двух тысяч лет. Это настоящий хаотичный восточный базар с узкими улочками, многочисленными шашлычными, горами разноцветных специй, фруктов и местными рикшами. На узких базарных улочках всегда идет оживленная торговля амулетами, талисманами, снадобьями и специями. Наряду с мусульманскими амулетами здесь можно купить вполне языческие, такие как волчий зуб или орлиные когти. Кому-то это кажется неумной восточной экзотикой, кого-то смущает отсутствие комфорта. Власти города не раз пытались придать ошскому базару “европеизированный” вид, но торговцы вместе с горожанами упорно стоят на своем. Вот и получается теперь, что компактные магазинчики время от времени перемежаются разбросанными торговыми рядами. Мороженое (очень вкусное и совсем недорогое), напитки, наручные часы – от одного торговца до другого один шаг. Зато, попав сюда, вы можете быть уверены, что найдете здесь практически все, что искали. Еще одна очень приятная и характерная особенность восточных базаров – при покупке товара здесь принято торговаться. Недаром древний город Ош является хорошим местом для начала пеших походов и горных восхождений, а среди иностранцев известен, прежде всего, как перевалочный пункт на пути к альплагерю “Памир”.
Третья особенность города – это его удачное географическое расположение. Отсюда можно попасть в один из древнейших уйгурских городов – загадочный Кашгар, подняться в Памирские или Тянь-Шаньские горы. Отсюда же можно проехать в другую часть Ферганской долины, находящуюся под юрисдикцией Узбекистана и Таджикистана.
Подробнее: здесь